Как восстановить речевую функцию после инсульта? - Medicfoto.ru

Как восстановить речевую функцию после инсульта?

Затруднения речи после ишемического или геморрагического инсультов встречаются довольно часто, особенно при левостороннем инсульте головного мозга.

Это объясняется тем, что у преимущественного большинства (95%) правшей и у 70% левшей за речевую функцию отвечает левое полушарие.

Наши читатели рекомендуют!

Для восстановления организма после перенесенного инсульта наши читатели используют новую методику открытую Еленой Малышевой на основании лекарственных трав и натуральных компонентов — Сбор Отца Георгия. Сбор Отца Георгия помогает улучшить глотательный рефлекс, восстанавливает пораженные клетки в головном мозге, речь и память. А также проводит профилактику повторных инсультов.

У оставшихся правшей и левшей речь контролируется обоими полушариями и лишь в единичных случаях – только правым.
Содержание:

Виды расстройств речи

В зависимости от месторасположения очага поражения в левом полушарии головного мозга (в лобной, височной, теменной или затылочной доле) будет возникать и соответствующее нарушение речи при инсульте.

При этом неважно, какой тип инсульта случился (геморрагический или ишемический) — важно, какие зоны охвачены патологическим процессом.

Центры речеобразования

В речеобразовании участвуют речевые центры левого полушария головного мозга:

  • центр Брока расположен в нижней лобной извилине. Этот центр управляет движениями языка, поэтому при его поражении у больных наступает моторная (двигательная) афазия – они не могут читать и говорить, но могут понимать речь;
  • в верхней височной извилине располагается сенсорный центр Вернике. С ним связано распознавание и хранение устной речи. Поэтому поражение этой зоны у пациента вызывает сенсорную афазию – больной с трудом воспринимает речь на слух, но при этом может говорить.

    При этом произношение значительно страдает из-за того, что больной не воспринимает собственную речь. Это выражается в том, что человек меняет звуки, слоги и слова местами.

    Поражение центра слуха, ведущее к глухоте пациента, тоже блокирует зону Вернике, даже если та не пострадала. Такая глухота делает человека немым (глухонемым), так как он перестаёт слышать себя;

  • две эти зоны связаны между собой с помощью большого нервного пучка (дугообразный пучок), который отвечает за способность человека повторять звуки и слова, которые слышит;
  • в височной доле, рядом с зоной Вернике, также располагается и центр запоминания слов (называния предметов). Больные с поражениями в этой зоне не помнят названий предметов, но помнят их функции (амнестическая афазия). Например, видя нож, больной не может вспомнить его название, но говорит, что это острый предмет, которым нарезают хлеб;
  • рядом с центром Вернике располагается центр чтения, который распознаёт и хранит память о письменной речи. При поражении этого участка развивается зрительная агнозия – пациент не может читать и писать, хотя зрение сохранено.

При обширных поражениях левой половины мозга могут возникать и смешанные формы нарушений речи или её полное отсутствие (тотальная афазия). Тотальная афазия – это сложная форма расстройства речи, абсолютная утрата навыков общения.

Восстановление – это длительный процесс

Лечение в медицинских учреждениях

В специализированных медицинских учреждениях и реабилитационных центрах легче всего обеспечить комплексность лечения больных с подобными недугами. В крупных клиниках и городах формируются логопедические группы для постинсультных больных.

Эта форма логопедического лечения даёт неплохие результаты. Психологическая помощь должна присутствовать с первых дней после приступа. Это поможет больным побороть депрессию, перестать стесняться своего состояния. Очень помогают групповые сеансы (если это физически возможно для больного).

Возвращение способности общаться после ишемического поражения мозга – это очень длительный процесс.

Положительный результат возможен только при полном взаимодействии врачей (терапевтов, неврологов, логопедов, психотерапевтов, реабилитологов), родственников и самого больного.

Логопед поможет

Занятия с логопедом необходимо начинать, как можно быстрее. Задача логопеда – помочь пациенту и его близким, понять, что же происходит, и как в этой ситуации необходимо действовать.

Час занятий с квалифицированным логопедом в Санкт-Петербурге и Москве стоит от 800-1000 рублей, но эти занятия больному крайне необходимы. Грамотный специалист сможет подобрать комплекс необходимых упражнений, составит программу восстановления речи и откорректирует её, в случае необходимости.

Кроме того, логопед даст важные рекомендации родственникам, как закрепить вновь приобретенные навыки в домашних условиях.

Занятия строятся по принципу: «от лёгкого – к трудному».  Для каждого пациента речевая нагрузка будет абсолютно разной. Первое занятие с логопедом должно быть лёгким с учётом степени нарушений именно у этого конкретного больного. С каждым последующим занятием степень сложности должна увеличиваться.

Для больных с сенсорной или анамнестической афазией используют наглядные пособия. Им показывают изображение и называют его. Очень часто для этого на занятиях используют рисование. Все действия должны сопровождаться негромкими и спокойными репликами.

Устойчивый положительный эффект имеют занятия, построенные на музыке. Репертуар подбирается с учётом предпочтений пациента. С помощью пения больной с каждым занятием будет чётче и лучше произносить слова песен.

Перед началом логопедического занятия следует провести разминку языка и губ. Этому помогут следующие упражнения:

  1. Языком, с силой, несколько секунд надавливать на верхнее нёбо, затем расслабить язык. Повторять 10 раз.
  2. При губах, вытянутых в трубочку, языком надавить по очереди на обе щеки. Повторить по 10 раз.
  3. Приоткрыв рот, слегка прикусывать язык по его длине. Повторять 5 раз.
  4. При поднятых плечах, дважды повторять звукосочетания согласной буквы с «АО»: БАО, ВАО, ГАО и т.д.

Для тренировки произношения используют всевозможные упражнения, в том числе разнообразные скороговорки. Проговариваемые звуки и звукосочетания, длина скороговорок и их сложность зависят от степени нарушения речи. Очень эффективно использование с этой целью недлинных скороговорок, например:

  • «Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».
  • «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я».
  • «Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком».
  • «Опять пять ребят нашли у пенька пять опят» и др.

Полезным для больного будет отработка синонимов, антонимов, чтение стихов.

Продолжать восстановление речи можно и в домашних условиях. Задача пациента при этом – не стать затворником! Родственники пациента должны ежедневно вселять в него оптимизм. Больной с подобными нарушениями после геморрагического или ишемического инсульта не должен себя ощущать инвалидом, обречённым.

Чем больше общаться с пациентом, тем лучше и быстрее восстановится его речь.

Для восстановления организма после перенесенного инсульта Елена Малышева рекомендует новый метод на основании Монастырского сбора от отца Георгия.

В его состав входит 8 полезных лекарственных растений, которые обладают крайне высокой эффективностью в лечении и профилактике инсультов. Сбор помогает улучшить глотательный рефлекс, восстанавливает пораженные клетки в головном мозге, речь и память. При этом используются только натуральные компоненты, никакой химии и гормонов!

Полезным будет учить больного читать по азбуке, начиная со звуков, затем по слогам, затем словами. Пациенту необходимо показывать и называть предметы, давать смотреть телевизионные передачи и слушать радио, чтобы слышать другое произношение.

Есть несколько несложных для реализации правил, которые значительно облегчат жизнь после инсульта и больному, и его близким:

  1. Будьте терпеливы и спокойны с больным. В постинсультном состоянии пациенты крайне ранимы, особенно с расстройствами речи.
  2. Не разговаривайте с пациентом, как с маленьким ребёнком. Предложите ему участвовать в домашних заботах: составлять списки покупок, писать поздравительные открытки, играть в пирамидки с малышами.
  3. Для общения с больным используйте предложения из двух-трёх слов, при этом чётко соблюдайте интонацию. Стройте свои вопросы к больному так, чтобы на них можно было ответить кивком головы.
  4. Разгадывайте вместе с больным кроссворды, играйте с ним в настольные игры.
  5. Пойте с больным ваши любимые песни!
  6. Купите больному блокнот и карандаш. Если ему будет что-то сложно сказать – он может это нарисовать.
  7. Обеспечьте пациента компьютером с выходом в интернет, для того, чтобы он мог общаться с людьми посредством писем или сообщений. Такое упражнение будет ему необременительным, но полезным.
  8. Подготовьте для пациента карточку, которая пояснит посторонним людям, что у него проблемы с речью. Это сделает «выход в свет» максимально безболезненным.
  9. Не торопитесь: пусть словарь больного пополняется всего двумя-тремя словами в день, но регулярно!

Восстановление речи – довольно длительный процесс, поэтому необходимо запастись терпением. Поддержку родных и близких в такой нелёгкий период трудно переоценить!